- 1 - spsidd.txt А.В.Суворов  СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА,  СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Термин "социальная педагогика" становится модным, эпидемически быстро распространяется тогда, когда в "социуме" что-нибудь да не так; когда ситуация в нём явно неблагополучная в каких-то отношениях. И распространение терминов с прилагательным "социальный" - это симптом озабоченности членов общества теми или иными проблемами общества. Озабоченность эта связана так же со стремлением избежать насильственных, революционных попыток "оздоровления" общества, Со стремлением сохранить хоть какую-то упорядоченность в жизни, а не переворачивать вверх дном абсолютно всё, якобы во имя решения тех или иных противоречий многократно нагромождая и усугубляя их, якобы во имя стремления к гармонии - учиняя хаос. И вместо всех насущных, наболевших вопросов решая только один - вопрос о власти. Вопрос о том, кто будет решать все остальные вопросы. Революция, таким образом - это не столько способ решения каких бы то ни было вопросов, сколько удобнейший повод, предлог для отсрочки решения каких бы то ни было вопросов, кроме вопроса о власти. И получается, что люди, предпочитающие немедленно, в меру наличных возможностей, решать не вопрос о власти, а все остальные насущные и наболевшие вопросы, - эти люди стоят на куда более радикальных позициях, нежели революционеры. На переломе 80-х - 90-х годов XX века мы в России заговорили о социальной педагогике потому, что попытки революционного преобразования общественных отношений, предпринятые в начале века, потерпели слишком уж очевидный крах. Контекст противопоставления социальной педагогики революционному хаосу неизбежно возвращает нас к идеям категорического императива, то есть к Канту и Фихте. Не случайно в конце XIX века марксистское учение о революционном преобразовании общества критиковалось именно с позиций кантианства. Правда, Горький, широко пользующийся в "Несвоевременных мыслях" термином "социальная педагогика", не противопоставляет его революционному преобразованию. Наоборот, Горький считает "социальную педагогику" главной преобразующей силой революции. Но это потому, что и саму революцию Горький не связывает с насилием, не считает, что революция - это обязательно насилие. Ну, разве что на первых порах... Нужно насилие, чтобы устранить препятствия для преобразования, а само преобразование Горький мыслит только как культурное, только как реализацию интеллигенцией, особенно той, которую он называет "социалистической", просветительной миссии. Горький говорит о "социальном воспитании" в контексте повышения общекультурного уровня народа. И с тревогой указывает на "социально-педагогическое значение факта преступления", на то, что преступление, насилие имеет тенденцию стать нормой, привести вместо повышения общекультурного уровня народа - к его понижению, к одичанию народных масс. Горький мечтает о нравственной чистоплотности, когда любое насилие вызывало бы у людей только отвращение, брезгливость. Он ратует за "социальный идеализм", за верность идеалу человека как "физически сильного, красивого зверя", при этом обязательно духовно богатого. То есть идеалу всестороннего, - 2 - spsidd.txt гармонично развитого человека. И Горький настаивает, что без такого "социального идеализма" революция оказывается не более чем грандиозным бунтом, растиражированным в национальном масштабе погромом. И чтобы не допустить подобного извращения, Горький поддерживает своим авторитетом все культурно-просветительские акции - от популяризации научных знаний до организации летнего отдыха детей петроградских рабочих. Эта поддержка, как бы сказали сегодня, "социальных инициатив" - и есть горьковская социально-педагогическая практика. О "социальной педагогике" любили тогда поговорить и политические деятели, занятые решением "основного вопроса всякой революции - вопроса о власти" (это ленинская формулировка, сама по себе совершенно правильная). Достаточно перелистать работы Ленина, чтобы увидеть, что они пестрят рассуждениями о необходимости "воспитывать массы" в таком-то и таком-то духе и о том, как "воспитывать" всего лучше, всего эффективнее. При всех различиях в этом, пожалуй, сходились и революционеры, и либералы - в отношении к народу как "воспитаннику". Такое отношение сохранялось и на протяжении всего советского периода российской истории. Я вспоминаю, как анекдот, разговор с депутатом местного совета, который вознегодовал на одного нашего общего знакомого и рвался его разоблачать. Я говорил, что каждый сам себя разоблачает быстрее и радикальнее, чем это может сделать кто-то другой. Разоблачая, мы чаще всего только мешаем ему саморазоблачаться, наделяем его ореолом мученика, борца за правду. Депутат вопросил: "А как же народ? Разоблачать-то надо перед народом!" Я рассмеялся: "Сразу видно народного избранника! Да ведь кто конкретно составляет народ? Вы, я, ну и так далее - отдельные люди, не так ли? Почему они глупее нас? Почему мы уверены, что им не видно то, что видно нам, и что поэтому им надо как можно скорее "открыть глаза"? До каких пор "народные избранники" будут считать своих избирателей воспитанниками? Не пора ли признать наконец "народ" - совершеннолетним?" Депутат растерялся. Возразить ему было нечего. Однако между "социальной педагогикой" политиков и "социальной педагогикой" Горького есть принципиальное различие. У политиков "социальная педагогика" - это искусство манипулирования массовым сознанием, искусство демагогии. У Горького же "социальная педагогика" - это просвещение людей, глобальный ликбез, ликвидация не элементарной безграмотности только, неумения читать и писать, а - ликвидация невежества во всех его формах, бескультурья на самом что ни на есть высоком уровне элементарной "грамотности". Политикан-демагог - грамотен, язык его хорошо подвешен, он (демагог, а не его язык) может быть блестяще эрудирован, но он вряд ли может быть признан культурным человеком. Есть анекдот про петуха, у которого только две извилины: одна - петь, а другая - куреть. Политикан обездолен даже по сравнению с петухом, ибо у него не две, а всего-навсего одна извилина - как бы то ни было дорваться до власти. Именно так был "обездолен" и Ленин. Все его приёмы полемики, предвосхищая тотальный террор, служат одной цели: _ 1 ПОКА . 0 нет возможности  _ 1УНИЧТОЖАТЬ ФИЗИЧЕСКИ . 0 - "хотя бы" _ 1 УНИЖАТЬ . 0, "хотя бы" _ 1 ШЕЛЬМОВАТЬ . 0, "хотя бы" смешивать с грязью в печати. Такая цель не может иметь ничего общего ни с нравственной, ни, следовательно, с какой бы то ни было - 3 - spsidd.txt культурой. Культура и террор, культура и бесчеловечность - несовместимы. Ленину не откажешь в эрудиции, но культурным человеком признать его невозможно. Как и любого идеолога и практика террора, - как и любого _ 1 ПРЕСТУПНИКА . 0. Во времена Горького в центре внимания были проблемы изменения социального устройства, и именно этим определялась и трактовка термина "социальная педагогика" как воздействия на массы, как агитации, пропаганды - то ли в пользу той или иной формы устройства общества, то ли в пользу повышения его культурного уровня. Во второй половине XX века - на Западе, и с конца 80-х годов - в России, произошло смещение акцентов с проблем социального устройства на проблемы социальной защищённости населения. Попытки построить бесклассовое общество не удались (я бы всё же осторожно оговорился -  _ 1ПОКА . 0 не удались). Налицо массовое разочарование в этих идеях, они объявлены неосуществимыми. Отчасти это, бесспорно, результат идеологических спекуляций, но главным образом - результат усталости и особенно того кровавого опыта, которым обернулись попытки построить "светлое будущее". Причем спекулирующие на народном разочаровании деятели не утруждают себя изобретением чего-то нового: современные критики кровавого исторического опыта, особенно советского, повторяют кадетскую аргументацию времен 17 года и гражданской войны. История XX века продолжает кровоточить, поставленные ею проблемы остаются нерешенными, и поэтому недавняя история не может не быть прежде всего объектом политических и идеологических спекуляций, объектом демагогии, а не спокойного исследования и осмысления. Но в массовом сознании наступил перелом: не столь уж важно, кто у власти, какова отдаленная перспектива переустройства общества; важнее всего, чтобы уровень социальной защищённости населения был как можно более высок уже сейчас. Люди больше не хотят жертвовать своим сегодняшним и завтрашним уровнем жизни ради какого бы то ни было "светлого будущего". Они хотят жить как можно лучше уже сейчас. Поэтому изменилось и содержательное наполнение самого термина "социальный": социально то, что способствует социальной защищённости, то есть повышению уровня жизни масс, - всё остальное антисоциально. Соответственно изменилось и содержание понятия "социальная педагогика". Теперь под этим понимается психолого-педагогический процесс, направленный на возвращение в общество всех социально депривированных слоев населения, по тем или иным причинам "выпадающих" из жизни остального общества, не "вписывающихся" в неё. Речь идёт о спасении для общества инвалидов, бомжей, наркоманов и так далее, - и о спасении общества от "социально-педагогической запущенности" названных контингентов, - "запущенности", чреватой, в частности, ростом преступности и статистики самоубийств. Поскольку социальная педагогика числит среди своих подопечных столь разные слои населения, - от детей-инвалидов до уголовников, в том числе сидящих по тюрьмам, - постольку не так-то просто определить, что же она такое, что же входит и что не входит в компетенцию специалиста по социальной педагогике. На сегодня социальная педагогика, как и всё "социальное" - скорее мода, которую невозможно обозначить содержательно более определенно, чем хотя бы так: это что-то про социальную защиту всех, кто в ней - 4 - spsidd.txt нуждается. Детей-инвалидов. "Трудных" подростков, знакомых с детской комнатой в милиции. Сирот. Детей из "малообеспеченных" (попросту нищих) семей. "Благополучных" детей - тоже: они нуждаются в защите от нравственного индифферентизма, от душевной черствости, бездушия, равнодушия. Словом, вот так перечисляя, в конце концов обнаруживаешь, что в сфере забот социальной педагогики все вообще дети. И даже взрослые - одинокие инвалиды, одинокие старики, бомжи... Чем же в таком случае социальная педагогика отличается от всякой другой педагогики? И бывает ли, возможна ли вообще -  _ 1НЕ . 0 социальная педагогика? Дело ясное, что дело тёмное. Ясно лишь, что работы теоретику тут непочатый край. Если же говорить о социальной педагогике как преодолении всеобщего невежества и бескультурья, то ближе всего к этому то, что понимал под социальной педагогикой Максим Горький. А именно - культурно-просветительская работа. Повышение общего культурного уровня всех и каждого. Духовное, культурное очеловечивание человека, победа в каждом человеческого, культурного - над звериным, зоологическим. Словом - никуда не денешься - реализация идеала всестороннего и гармоничного развития человека. Какой бы "изм" - коммунизм, социализм, гуманизм - ни считал этот идеал монопольно "своим". Это общечеловеческий идеал, в какой-то мере - пусть не для всех - осуществлявшийся  _ 1ВСЕГДА . 0, еще в античный и все другие периоды существования человечества. И это вечный идеал, отказываться от которого никак не приходится, кто бы на нем ни спекулировал. Ибо отказаться, отречься от него - значит отречься от всего человеческого в человеке, от человеческого достоинства в самом широком смысле этого слова, - от достоинства человека как человека, как разумного существа. Конкретизации и теоретическому выяснению условий реализации этого идеала всю свою творческую жизнь посвятил Эвальд Васильевич Ильенков. По Ильенкову, для реализации этого идеала необходимо формирование и развитие, во-первых, способности мыслить (до уровня сознательной диалектики); во-вторых, способности воображать (до уровня эстетически развитой интуиции); в-третьих, способности по-человечески относиться к людям и к самому себе (до уровня нравственной интуиции); в-четвертых, способности сознательно регулировать свое физическое здоровье, то есть по-человечески, культурно обращаться с собственным телом. Все эти способности, формирование и развитие которых обеспечивает духовное и физическое здоровье, гармоничность, всестороннесть, полноценность личности, - Ильенков назвал "универсальными" (или "всеобщими") способностями. Остальные способности - частные, более/менее специальные. Не представляю, как можно отвергать подобный идеал, если, конечно, не страдаешь комплексом неполноценности, не осознаёшь или чувствуешь его нереализуемость лично для себя, а посему - для кого бы то ни было. Объявить этот идеал неосуществимой утопией - значит просто-напросто расписаться в собственной человеческой несостоятельности. И тогда остаётся одно - свирепо преследовать всех приверженцев этого идеала, всех, кому удалось в какой-то степени осуществить его в собственной жизни. Преследовать всеми доступными средствами, в конечном счете - вплоть до физического уничтожения, до - 5 - spsidd.txt геноцида всех, кто полноценнее, человечески состоятельнее тебя самого. И ничего специфически "марксистско-ленинского", "коммунистического" в этом идеале нет. По-своему его формулируют и пропагандируют и браман Чаттерджи в "Сокровенной религиозной философии Индии", и Наталья Рокотова (псевдоним Елены Ивановны Рерих) в "Основах буддизма", и Даниил Андреев в своей потрясающей "Розе Мира". Поразительно, что все приходят к одному и тому же списку универсальных способностей, формирование и развитие которых обеспечивает всестороннесть, гармоничность личности. К уже приведённому выше по работам Ильенкова списку, включающему мышление, воображение, нравственность и физическую культуру. Даниил Андреев выделяет ещё духовность, которая у Ильенкова растворена во всех четырёх перечисленных способностях. Но Андреев, конечно, прав: духовность заслуживает и отдельного рассмотрения, и отдельной строки в списке. Духовность - это чуткость к духу, способность чувствовать, ощущать дух - _ 1 СМЫСЛ . 0 - бытия (пусть непонятный, неведомый, но явственно ощутимый). В этой дефиниции я попытался привести к одному знаменателю - к смыслу, осмысленности бытия - как эзотерическое, так и рационалистическое понимание духовности. Только педагогика, ориентированная на реализацию идеала всестороннего и гармоничного развития, может всерьёз претендовать на то, чтобы быть средством всеобщего ликбеза в горьковском понимании, - средством всеобщего окультуривания, очеловечивания, способом реального возведения каждого в человеческое достоинство. Именно отчуждением от всего достойного человека как разумного существа всегда были озабочены все лучшие мыслители, а не, скажем, "отчуждением от власти", которое так удручает современных российских коммунистов. Ибо, в конце-то концов, ни у кого не должно быть никакой власти ни над кем, кроме как над самим собой. Бесклассовое общество - это и есть такое общество, в котором знают и признают только такую власть. И любая педагогика, ориентированная на обретение каждым человеком власти над самим собой, которая сделала бы просто излишней всякую другую власть, все формы внешнего принуждения, формы угнетения, - любая такая педагогика - социальна в самом точном и полном смысле этого слова. К кому бы она ни применялась - к детям или к взрослым, к социально защищённым (от кого?) или не защищённым (опять-таки, от кого?). Поэтому теория социальной педагогики может и должна быть только теорией человечной, гуманной педагогики вообще. ...Детское движение - это всегда движение взрослых, в котором участвуют дети. Дети так или иначе живут со взрослыми, среди взрослых, и у них не может быть "чисто детского", без взрослых, движения. Подобная "чистота" - инфантильная иллюзия взрослых, не давших себе труда элементарно вдуматься в реальность, понять и принять её. Это иллюзия того же сорта, что и иллюзия (весьма распространённая, кстати, во всём мире) "чисто инвалидного", без участия, без поддержки здоровых, движения. Как у истоков инвалидных движений всегда стоят здоровые, так и у истоков детских движений всегда стоят взрослые. Социальная инициатива - это инициатива решения некой социально значимой проблемы, в том числе - инициатива создания организации и/или движения с целью решать определённым способом определённую проблему - 6 - spsidd.txt социума или целый их комплекс. Как не может быть чисто детских движений, так не может быть и чисто детских социальных инициатив. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлёкшая ребят. И ничего плохого, принижающего, умаляющего значение и роль детской социальной активности, в этом тезисе нет. Как инвалидам, из-за их проблем со здоровьем, не обойтись без помощи здоровых, - так и детям, из-за их незрелости, неопытности, не обойтись без помощи и руководства взрослых. Инвалиды с помощью здоровых, а дети с помощью взрослых решают те проблемы, которые для них одних, без всякой "посторонней" помощи, неразрешимы, просто непосильны. Благодаря помощи здоровых инвалиды обретают б'ольшую полноценность. Благодаря помощи и руководству взрослых дети - взрослеют. Само собой разумеется, речь идёт о помощи, а не о тотальной опеке. Помощь поддерживает собственную активность тех, кому предназначена, и расширяет сферу этой собственной активности; опека, наоборот, подменяет и подавляет, отменяет, делает просто ненужной собственную активность опекаемых. И если мы элементарно не спутали Божий дар с яичницей, помощь - с опекой, то у нас не может возникнуть никаких возражений против помощи здоровых - инвалидам, а взрослых - детям. В Современной России до предела обнажился или же впервые возник ряд всё более кричащих контрастов. Возможно, что некоторые противоречия носят антагонистический характер, но признание этого факта ни в коем случае не есть аргумент в пользу бессмысленного социального взрыва, в пользу революционных, насильственных попыток их разрешения. Мы уже это проходили, и мы знаем, что революция не устраняет, а лишь углубляет антагонизмы, хотя, может быть, и в какой-то другой форме. Социальные инициативы не могут быть направлены на окончательное разрушение и без того порядком исковерканного социума. Если они направлены на это, то заслуживают названия антисоциальных. Вообще для грамотного теоретизирования всегда полезны поляризации: человечное - бесчеловечное, нравственное - безнравственное, разумное - безумное, социальное - антисоциальное и т.п. Не в том дело, чтобы сгущать краски и спекулировать на негативе (хотя любителей таких извращений предостаточно), а просто в том, что без такой поляризации мы лишаемся какой бы то ни было системы теоретических координат, вынуждены лишь регистрировать наличный хаос, вместо того чтобы как-то понять, осмыслить его. Разумеется, политический, экономический, криминальный и прочий хаос не может не вызывать тревогу за будущее России. Но по большому счёту дело не в будущем, а в настоящем. Апелляция к будущему, аргументация от будущего - просто инерция со времён "строительства Светлого Будущего". На самом же деле мы страдаем уже сейчас, а не в будущем, и уже сейчас наши страдания зашкаливают за все критические отметки. Как-то уменьшить наши страдания надо немедленно. Вместе со взрослыми страдают дети. И вполне понятно, что дети не могут оставаться в стороне от работы, цель которой - уменьшить уже сейчас, насколько возможно, уровень страданий. Эта цель и есть - 7 - spsidd.txt наиболее общий источник любых социальных инициатив, в том числе "детских", то есть реализуемых детьми вместе со взрослыми. Здесь - источник таких детских социальных инициатив, как, например, детское экологическое движение, детское движение милосердия. А детские спортивные и творческие движения, осознают это их участники и руководители или нет, в какой-то мере пытаются реализовать идеал всестороннего развития, о котором говорилось выше. Таким образом, детские социальные инициативы довольно чётко распадаются на две группы: 1. инициативы,  _ 1НЕПОСРЕДСТВЕННО . 0 направленные на  _ 1СНИЖЕНИЕ . 0 в социуме уровня  _ 1НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ . 0; дети вместе со взрослыми идут помогать туда, где беда уже разразилась; 2. инициативы,  _ 1ОПОСРЕДСТВОВАННО . 0 направленные на то же самое или же на  _ 1ПРОФИЛАКТИКУ . 0 неблагополучия,  _ 1ЧЕРЕЗ . 0 сознательное или неосознаваемое создание условий  _ 1ДЛЯ . 0  _ 1РЕАЛИЗАЦИИ . 0  _ 1ИДЕАЛА . 0 гармоничного развития личности, для формирования и как можно более высокого развития универсальных способностей, без которых эта гармоничность неосуществима. Думается, эти две группы полностью исчерпывают спектр детских социальных инициатив (и реализующих их движений), какие только есть или могут быть. Если, конечно, не валить сюда же до кучи антисоциальные затеи. Естественно, обе выделенные здесь группы детских социальных инициатив не отгорожены одна от другой каким бы то ни было барьером. Инициативы могут носить смешанный характер. Таково, например, Детское движение милосердия. В нём участвуют как дети-инвалиды, так и здоровые дети; как сироты, так и домашние; как скатывающиеся в криминал и наркоманию, так и избежавшие сих "наклонных плоскостей". Это совместно-педагогическое движение, в котором любые ребята учатся жить вместе, друг друга понимать, друг другу сочувствовать и помогать. И объединяет их, конечно, самое разнообразное совместное творчество, посильный совместный спорт, совместный культурный отдых, в том числе в лагерях. Главное - как можно больше ребят охватить этой совместностью, тем самым преодолевая, если оно возникло, или предотвращая возникновение чувства ущербности, забытости, ненужности никому, пустоты и беспросветности. Тем самым, иными словами, внося в существование смысл, превращая существование в полноценную человеческую жизнь, заполненную дружбой и посильным творчеством. 26 июня 1996; 27 и 30 октября 2000 Автор - действительный член Международной академии информатизации при ООН, почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете в США, доктор психологических наук, профессор Университета Российской академии образования, лауреат почётной золотой медали имени Льва Толстого, лауреат Всероссийского конкурса "Добрая дюжина", научный руководитель Детского ордена милосердия, Рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия. А самое главное - "Детская Вешалка" (так прозвали его сами дети).