- 1 - Сув. Реф. Обр. А.В. Суворов. доктор психологических наук  К РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:  ПОСТАТЕЙНЫЕ ПОПРАВКИ  К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ  ИСХОДНАЯ РЕДАКЦИЯ Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.  _ 3НОВАЯ РЕДАКЦИЯ: Статья 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, всестороннего развития личности, которое предполагает единство высокой нравственной, эстетической, интеллектуальной и физической культуры. Воспитание ответственности за себя перед страной и человечеством, человечности, в том числе трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных и региональных культурных традиций и особенностей как источников и составляющих мировой духовной культуры. (Далее как в исходном тексте.)  _ 3ИСХОДНЫЙ РЕДАКЦИЯ Статья 18. Дошкольное образование 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность - 2 - Сув. Реф. Обр. образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. 5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.  _ 3НОВАЯ РЕДАКЦИЯ Статья 18. Дошкольное образование 1. Родители являются первыми пе- дагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, эстетического, интеллектуального и физического развития ребенка в раннем возрасте. 2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, а так же полную бесплатность этих услуг для наименее социально защищённых слоев населения. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их душевного и физического здоровья, содействия формированию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. (далее как в исходном тексте.)  _ 3ИСХОДНАЯ РЕДАКЦИЯ Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.  _ 3НОВАЯ РЕДАКЦИЯ Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы - 3 - Сув. Реф. Обр. управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Родители (законные представители) детей с отклонениями в развитии вправе интегрировать своих детей в образовательные учреждения для детей без таких отклонений. В этом случае соответствующие коррекционные образовательные учреждения обязаны оказывать необходимую консультационную, методическую и иную помощь, а органы государственной власти и муниципального самоуправления обязаны обеспечивать такую же материальную и социальную поддержку, как и обучающимся (воспитанникам) в соответствующих коррекционных образовательных учреждениях.  _ 2*********************** Федеральный закон об образовании, в который я вносил поправки, подписан Ельциным 10 июля 1992. Более новые правовые акты в этой области мне неизвестны. Принцип гуманистической направленности образования в этом законе лишь декларируется, причём формулировка весьма расплывчатая. Как этот принцип должен проводиться - и как должно контролироваться, по каким критериям, его проведение, - в образовательном процессе на всех уровнях, - остаётся за рамками закона. Закон, правда, пестрит ссылками на государственные образовательные стандарты. Но сомнительно, судя по этому закону, чтобы в стандартах действительно учитывался принцип гуманистической направленности образования. Во-первых, основной упор делается на профессиональную подготовку. Во-вторых, всюду, где речь заходит о содержании образовательного процесса, подчёркивается неограниченная свобода соответствующих образовательных учреждений в определении этого содержания, - правда, с учётом государственных стандартов. Ясно, что у государства нет концепции образования, - её разработка предоставляется самим образовательным учреждениям. Это, наверное, правильно, но ведь принцип гуманистической направленности образовательного процесса именно и должен стать основой для государственной концепции образования, а иначе он превращается просто в декларацию, в благое пожелание, в фиговый листок. Правда, не дай бог, если будет судить чиновник, где гуманизм, а где нет. Тут-то всякому гуманизму и гроб. А так можно надеяться, что, хоть не везде, но гуманистическая направленность образовательного процесса будет реализовываться в какой-то степени. Те, неизвестные мне, правовые акты, которые как-то всё-таки регулируют содержание и качество образовательного процесса, должны бы - 4 - Сув. Реф. Обр. конкретизировать принцип гуманистической направленности образовательного процесса, который должен лежать в основе решения такого вопроса, как обязательность - необязательность тех или иных учебных дисциплин, по крайней мере, в образовательных учреждениях непрофессионального сектора. Фактически "принцип гуманизма" является ослабленной, запутанной, выхолощенной формулировкой принципа всестороннего развития личности, так же провозглашавшегося при советской власти, без понимания, что такое эта всесторонность, как она возможна. При советской власти эта "всесторонность" обернулась вульгарным политехнизмом: вали всё до кучи, авось и выйдет что-то путное в итоге. Известные мне учебные программы по различным предметам и учебники перегружены чисто профессиональными подробностями, которые могут удержаться в голове только профессионала, постоянно их использующего в своей работе. Рядовой ученик оказывается, по предположению этих программ и учебников, к концу обучения профессионалом чуть ли не во всех областях. Словечко "основы" мало выручает, ибо "основ", подлежащих запихиванию в голову ученика, что-то слишком много, и чем дальше, тем больше. По этому поводу много дискутировали ещё четверть века назад, например, на страницах "Вопросов философии". Ильенковское понимание всесторонности предполагает формирование и развитие до как можно более высокого уровня очень немногих универсальных способностей - мышления, воображения, нравственности, физического здоровья. Их формирование и развитие, в свою очередь, предполагает овладение соответствующими сферами культуры - интеллектуальной, эстетической, этической и физической. Тем самым определяется и критерий, что обязательно, а что необязательно, факультативно в образовательном процессе. И если бы это действительно лежало в основе нашей системы образования и её функционирования, то гуманистическая направленность образования была бы обеспечена. Я не знаю, что такое "гражданственность", стоящая в законе на первом месте в списке качеств, которыми должна обладать "образованная" личность. Но вот что такое ответственность за своё участие в судьбах своей страны и человечества - это мне представляется более понятным. И странным образом в законе, провозглашающем приоритет гуманизма, ни разу не употребляется такой термин, как "человечность". А что это за гуманистическая направленность образования - без человечности, вне человечности? Хорошо у Штайнера, насколько знаю: сначала - преимущественное овладение физической культурой, потом - такое же преимущественное овладение культурой эстетической, потом - преимущественное же овладение культурой интеллектуальной. Этическая, правда, и тут куда-то делась. А по Ильенкову, ножниц между истиной, красотой и добром не будет только в том случае, если и мышление, и воображение, и нравственное чувство будут "одинаково" высоко развиты. "Одинаковость" тут, правда, не количественная, конечно, а качественная. Имеется в виду, что для человека, развитого в эстетическом и этическом отношении, "некрасивая" и "безнравственная" "истина" - ни в коем случае не "истина". Равно как и в формалистическом, штукарском искусстве он не увидит ничего "прекрасного", а в абстрактно-жертвенной - 5 - Сув. Реф. Обр. "доброте" - ничего действительно "доброго". Качественная "одинаковость" развития всех трёх способностей оборачивается поэтому не просто их неразрывным единством, а отождествлением. Это - просто одно и то же. И это одно и то же - и есть действительно гуманная личность, и есть человек, вообще заслуживающий зваться личностью. Вот с этой бы точки зрения пересмотреть все программы и методики. И тогда обязательными в школе окажутся такие предметы, как история, литература, психология, педагогика, этика... А необязательными - лингвистическое анатомирование языка (в моей голове правила русского языка никогда не держались, что не мешало мне и думать, и писать по-русски вполне грамотно; язык должен быть источником эстетического наслаждения, преподавать надо красоту родного языка, а его анатомия и физиология интересны только специалистам). Из всей математики я не помню ничего, кроме четырёх арифметических действий, процентов и - графиков, которые доставили мне в своё время эстетическое удовольствие. Практически всю алгебру я забыл. Нечем, конечно, хвастаться, но я к тому, что точно так же всё это забывается подавляющим большинством выпускников школ. Рационально ли тратить годы и годы на то, что всё равно будет забыто за ненадобностью? Может быть, эти мои размышления не просто ересь, а вообще бред сивой кобылы, но всё-таки мне действительно сдаётся, что чего-то действительно обязательного в школе катастрофически недодают, а в необязательных подробностях тонут сами и топят учеников. Разумеется, то, что необязательно с точки зрения общего образования, становится обязательным с точки зрения того или иного профессионального. Речь идёт не об отмене сложившегося перечня школьных предметов, а о переносе акцентов, о решении вопроса, что действительно обязательно для каждого, а что - только для профессионала того или иного профиля. Этот основной вопрос никак нельзя считать решённым в сегодняшней школе. А без его решения разговоры о гуманистической направленности образования так разговорами, декларациями и останутся. Вот, на мой взгляд, основное противоречие закона об образовании: самые смутные, самые расплывчатые представления, какие именно члены нужны обществу, потому что в законе - обо всём, кроме того, чему же именно прежде всего надо учиться, что тут должно быть приоритетным. Это уж по вашей части, господа специалисты-образователи! А специалисты в этом вопросе - кто в лес, кто по дрова. И в итоге если о качестве какого-то образования и можно как-то судить, то только профессионального. А о качестве общего - судить невозможно. Ведь именно тут, в общем образовании, и должна прежде всего осуществляться гуманистическая направленность образовательного процесса. А с чем её едят, эту направленность? В законе об этом нет даже и благих пожеланий. Слова, от которых сразу вывернет наизнанку любого действительно "гражданственного", "трудолюбивого", "уважающего права и свободы человека", "любящего Родину, семью" - члена общества. Я прекрасно понимаю, что решение этой проблемы сейчас - утопично. Но закон её не только не пытается решать, но и не ставит, не формулирует как следует. Может быть, от закона это и не требуется? Тогда вокруг чего огород городить? Что именно и в каком именно направлении "реформировать"? - 6 - Сув. Реф. Обр. А так ясно: реформировать надо в первую очередь общее образование. И именно в направлении подлинного гуманизма, человечности, а значит - реальной, не "политехнической", всесторонности развития каждого. Это предполагает именно преодоление "политехнизма", всеядности общего образования, когда все кошки серы, всё "одинаково" важно. А если не всё, то самым неважным, "дополнительным", необязательным фатально оказывается именно самое важное. Гуманизм. А самым важным - профессиональные подробности. На поверку и общее образование оказывается всё тем же профессиональным, только без какой-либо чёткой профессиональной перспективы. Ведь не станут же все поголовно ни лингвистами, ни математиками, ни физиками, ни химиками, ни ботаниками и так далее. А вот знать мировую и национальную историю, мировую и национальную художественную и нравственную культуру - надо каждому. Растить детей так или иначе придётся каждому - и поэтому педагогику надо преподавать не только в ВУЗе, а уже в школе, вот уж её-то основы имеют к каждому куда большее касательство, чем основы математики. Каждый родитель должен быть педагогом. И психологом. Надо же уметь понимать себя и других. То, что всех касается, оказывается не для всех, а то, что не всем понадобится, навязывается всем. И так будет, пока общее образование не станет действительно общим, а не "профессиональным", готовящим сразу ко всем профессиям и потому, естественно, ни к одной. А действительно общим общее образование не станет, если не станет гуманистическим, ориентированным на подлинно всестороннее, универсальное развитие в намеченном здесь бегло понимании. Можно ли из этих моих размышлений извлечь какие-то "предложения" к реформе школы (да ещё ко второму её этапу: первый я, никак, проспал) - не знаю. Может быть, в миллиардный раз поставить всё-таки вопрос о конкретном пересмотре общеобразовательных программ с точки зрения действительно гуманистического, на всестороннее развитие личности ориентированного, образования? Разработка концепции, начало работы по пересмотру программ, перестановка акцентов относительно обязательного - необязательного. И именно для общего образования. То, что обязательно или необязательно в профессиональном образовании, определяется, естественно, соответствующей профессией, которой обучающийся должен овладеть. Но к общему образованию этот критерий никак не подходит. И применять его к общему образованию, что фактически и имеет место, - нелепо. На котором по счёту этапе реформы своевременно будет взяться наконец за концепцию и программно-методическое обеспечение общего образования как действительно гуманистического? Или пусть это остаётся в монополии попов? У них-то, насколько знаю, такая концепция общего образования имеется. С религиозным, конечно, уклоном. Но это действительно общее образование, а не винегрет из всех на свете профессий, в отличие от светского так называемого "общего". 12 - 14 июля 1997