- 1 - o2000.kpa  УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ  КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ИСТОРИИ 0  2ОБРАЗОВАНИЯ 0  И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ  Профессор кафедры А.В.Суворов  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЁТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ  ЗА 2000 ГОД Сквозная тема - проблема человеческого достоинства. 1. Работа на опытно-экспериментальных площадках. Установлены деловые отношения с МСМ - Молодёжной службой милосердия в Москве. В начале января был у них в зимнем лагере. В дальнейшем принял участие в разработке реабилитационной программы МСМ, черновик которой мне пересылал по электронной почте один из специалистов МСМ - А.Вишневский. В феврале ездил в Екатеринбург, главным образом для помощи Свердловскому областному Детскому ордену милосердия в разработке программы работы и подготовке лета. Читал лекции, встречался с детьми в школах глухих и в обычных школах, провёл несколько занятий с педагогами школы #89 для глухих. Есть отчёт об этой поездке, сданный мною сразу по приезде Б.М.Бим-Баду и Г.Б.Корнетову. В конце марта был в "Школе взаимной человечности" (инструктивном лагере) в Москве. В конце июня ездил в лагерь общения Коломенской организации Детского ордена милосердия "Колокольчик". Лагерь проходил в Коломне. Занимался с детьми, выступал в местных СМИ по просьбе руководства "Колокольчика". В июле - августе ездил в лагерь общения Свердловского областного Детского ордена милосердия. Сдал по приезде отчёт Б.М.Бим-Баду и Г.Б.Корнетову. На этот раз в лагере было много сирот, с которыми я в основном и имел дело. В Москве Детский орден милосердия разработал проект "Школа юного журналиста" для подростков-инвалидов. В документах этого проекта я прохожу как его научный руководитель. Первая очная сессия школы состоится с третьего по десятое ноября 2000 года. Пока я чувствую себя в этом проекте свадебным генералом, но надеюсь, что как только дойдёт до детей, я своё место в нём найду. Меня зовут в Ижевск (в Удмуртский государственный университет) на научно-практическую конференцию по теме "Социальные инициативы и детское движение". Конференция состоится с 24 по 27 ноября. Если поеду туда, то, разумеется, постараюсь быть полезен и тамошней программе "Детский орден милосердия", осуществляемой в молодёжной организации "Родники". 2. В январе - апреле в общем и целом разобрался для себя с проблемой духовности, проанализировав свой личный духовный опыт в максимально широком доступном мне теоретическом контексте. Этот анализ содержится в большой работе "Чувство истины" (объём - полтора печатных листа). Общий вывод звучит, наверное, банально: духовность - это производное от духа, степень воплощённости духа в человеке, воплощённости, которая делает человека представителем и носителем духа (личностью). Весь вопрос - что за дух. Тут я вернулся к одному из - 2 - o2000.kpa основных понятий европейской философии, без которого не могли обойтись не только идеалисты, но и материалисты - к понятию "мыслящий дух", которое у Э.В.Ильенкова находится в единстве с понятиями "разумная форма жизни" и "род человеческий". Независимо от веры в Бога и всякие трансфизические миры, тот "дух", который совершенно бесспорно воплощается или не воплощается в человеке - это дух культуры человечества. Можно отрицать или признавать "дух" святой, адский, стихийный (то есть природный), но от родового человеческого "духа", "духа" специфически человеческого способа жизнедеятельности, безнаказанно не абстрагируешься. Такое абстрагирование означает на практике неминуемое обесчеловечивание. Таким образом, нельзя быть человеком как представителем рода человеческого (а не только биологического вида Homo Sapiens), не будучи существом духовным. Бездуховность является просто показателем человеческой (родовой, культурной) ущербности или полной несостоятельности, проявляющейся более/менее безобидно или же весьма опасно, криминально. В работе я коснулся и этических, и эстетических, и гносеологических аспектов проблемы духовности, настаивая, что непременным атрибутом развитой духовности должна быть интуиция (она же - "чувство истины": способность не просто познавать, а постигать истину без каких-либо "промежуточных инстанций" в виде эксперимента или теоретических выкладок). Нужно отказаться от вульгарного (догматического, фанатического, претендующего на абсолютную истинность) рационализма - и оставить место в своём сознании для иррационального, высшим проявлением коего и является интуиция. Это значит прежде всего избегать догматизма в какой бы то ни было его форме, оставить в своём сознании место НЕЗНАНИЮ. Нужно иметь мужество признать, что чего-то не знаешь. Такое "мужество незнания" оказывается необходимым условием формирования интуиции как прямого, непосредственного, и потому иррационального - чувствования, ощущения, постижения истины. Без "иррациональной" способности к интуиции нельзя быть мыслящим существом, а можно быть разве что роботом - рабом вульгарного рационализма. Пожалуй, можно сказать, что работа "Чувство истины" посвящена реабилитации иррациональной "стороны" человеческого бытия и сознания. Композиционно работа чётко распадается на две части: чисто художественную (первые три главки) и теоретическую (остальные). Книга "Неведомые ошибки" не получилась - предназначенная для неё рукопись оказалась чрезвычайно сырой, и я пока прекратил эту работу. С лекционным курсом "Совместная педагогика" всё на приколе: я так и не получил обещанный мне электронный вариант правки рукописи. Надо бы всё-таки определиться: либо править - но тогда правка должна мне быть доступна, либо издавать в авторской редакции. Проект "Гармония" сделал мне электронную почту (мой личный электронный адрес - root@asuvorov.msk.ru) и зарегистрировал мой личный сайт (www.asuvorov.narod.ru). Из-за отсутствия ДОС-совместимого броузера мне мой собственный сайт недоступен, но мои виртуальные друзья разместили там практически все мои опубликованные в бумажном виде работы, имеющиеся так же и в электронном варианте. Сайт может быть резко расширен за счёт материалов, которые мне хотелось бы предварительно просмотреть, но на это у меня не хватает времени. - 3 - o2000.kpa "Совместную педагогику" я пока в сайт не пустил - всё-таки надеюсь, что она будет доработана и издана в издательстве УРАО, и тогда на сайте можно будет разместить этот доработанный вариант. К сайту проявляется растущий интерес, так что его можно рассматривать в качестве достаточно широкого виртуального "самиздата". 3. Во втором семестре занимался со слабослышащими пятикурсниками на факультете дефектологии МГПУ. В конце января прочитал двухдневный спецкурс "Теория познания и духовность" заочникам философского факультета УРАО. На основе этого спецкурса (в соответствии с его планом) и была написана работа "Чувство истины". Выступал перед студентами Московского социально-педагогического лицея (фактически прочитал лекцию о том, что такое социальная педагогика). В феврале читал лекции в Екатеринбурге по проблемам совместной педагогики (в социальном институте и на социально-педагогическом факультете УРГПУ), а так же беседовал о проблемах трудоустройства и профподготовки инвалидов с работниками межрегионального (Урал и Западная Сибирь) центра занятости. В этом центре мне заказана статья по этим проблемам, которую ждут от меня к концу октября (как раз над ней работаю). Несколько раз снимался по телевидению - в Москве весной (не помню точно, в марте или апреле) и в июле в программе "доброе утро", а так же по местному телевидению в Коломне (в конце июня). Давал интервью. В сентябре хотели снять в какой-то новой программе, звонили, спрашивали, как связаться с Элен Келлер. Пришлось просветить, что Элен Келлер умерла ещё в 1968 году, а за подробностями отправить к Т.А.Басиловой. Больше эти деятели не возникали. В октябре снимался в новом документальном фильме А.Арлаускаса (комментировал судьбу главного героя - парализованного от рождения). В октябре неожиданно сымпровизировал две подряд лекции для студентов Института молодёжи (меня туда пригласили на встречу с волонтёрами Детского ордена милосердия, а преподаватели воспользовались моим приходом и позвали к студентам). 4. Непосредственное участие принял в симпозиуме по смыслу жизни. Выступил на тему "Смысл жизни, Акме и дидактика", написал соответствующие тезисы, а так же статью, которую в нарушение традиции назвал не так, как доклад и тезисы, а - "Нечто о смысле и бессмыслице". Участвовал в конференции по проблемам информационного обслуживания слепоглухих (12 апреля). 30 мая принял участие в семинаре Молодёжной службы милосердия. 22 июля участвовал в международном совещании педагогов-новаторов в Александрове (Владимирская область). "Чувство истины" написал по настоянию Г.В.Лобастова вместо прямого участия в очередных Ильенковских чтениях (когда они проходили, - в конце марта, - я был в лагере). Лобастов хочет издать эту работу в сборнике материалов Ильенковских чтений, но думаю, что хорошо бы опубликовать её более широко. В свой личный сайт я её отправил, а так же послал её в интернетное издание в Каменске-Уральском Свердловской области. В конце октября (с 25 по 27) состоится (уже идёт) конференция по психологии общения, где я участвую в работе секции социореабилитации. С 24 по 27 ноября в Ижевске, в УДГУ, будет конференция "Социальные инициативы и детское движение", где меня так же приглашают участвовать лично и текстами. - 4 - o2000.kpa Благодаря электронной почте я смог принять участие в электронных конференциях инвалидов. |Фактически выступаю в качестве психолога-консультанта, отвечая на самые острые вопросы, поднимаемые участниками электронных конференций. Начинаю выходить и на другие рассылки. Руководитель одного интернет-консультария обратился ко мне с просьбой ответить на вопрос женщины-психолога, насколько ненормальны её суицидные настроения и что ей с ними делать. Вообще благодаря электронной почте объём и масштаб моей практики как психолога-консультанта резко расширился. 5. В марте я подключился к проекту педагогического эксперимента по перестройке начального образования. Руководитель эксперимента - Е.С.Овчинников. Я написал свою часть проекта (философское обоснование), сейчас проект проходит конкурс, уже на федеральном уровне. В проекте будет участвовать и Болшевская школа слепых, где мы с А.В.Апраушевым будем работать непосредственно - он с педагогами, а я с детьми в качестве психолога-консультанта. Пока решается вопрос о статусе и финансировании эксперимента. 6. С обычными, не виртуальными, публикациями в этом году не очень. В основном они готовятся, а которые состоялись, о тех у меня почти нет полной информации. По согласованию с Н.Л.Карповой участвовал в работе с группой заикающихся 2000 года, с некоторыми из которых установил контакт по электронной почте. Один из них и взялся за оформление моего личного сайта. Ключевые слова: человечность, развитие/саморазвитие, личность, достоинство, духовность, интуиция, жажда исключительности, филосфера, образ жизни, смысл жизни, совместная педагогика, уединённый труд души, социальное пространство/время, педагогическая антропология. Работа является научно-практической, причём психолого-педагогическая практика решительно преобладает (поэтому публикаций сравнительно немного). Области применения получаемого и описываемого опыта - самые разнообразные в рамках понятия "Педагогическая антропология": философия, общая и педагогическая психология, педагогика общая и специальная, психотерапия (особенно индивидуальная)... В конце прошлого года опубликованы: 1. К теории и практике взаимной человечности. - (В кн.: Материалы восьмых Страховских чтений. Международная академия психологических наук. Издательство Саратовского педагогического института университета имени Н.Г.Чернышевского, Саратов, 1999. стр. 27 - 35.) 2. К теории и практике взаимной человечности. - (В кн.: Вопросы психологии внимания. #16. Международная академия психологических наук. Издательство Саратовского педагогического института Университета имени Н.Г.Чернышевского. Саратов, 1999. Стр. 92 - 101.) 3. У Н.Л.Карповой ещё какой-то третий сборник с моей публикацией, выходные данные которой я не смог внести в список. Тоже, кажется, из Саратова. 4. Их напугало слово "помощь". - ("Наша жизнь", 1999, #12. стр. 23 - 24.) 5. Этот же текст под авторским заголовком "С кем Бог?" опубликован в каком-то журнале по социальной защите. В январе я - 5 - o2000.kpa получил гонорар, но обещанного экземпляра журнала с текстом публикации так и не дождался. 5. Б.М.Бим-Бад ещё осенью прошлого года говорил мне, что сдал в журнал "Поэзия" подборку моих стихов. Говорят, её напечатали. Журнала мне никто не передавал, а без него выходные данные в список внести невозможно. 6. Творческая революция. - ("Компьютерра без ограничений", 22 февраля 2000, #6 (335), стр. 18 - 20.) Информация о публикациях стала доходить до меня совсем неаккуратно. В моём "полном" списке (за всю жизнь) не хватает, наверное, не меньше чем двадцати пунктов, особенно зарубежных. Знаю, например, что за рубежом уже давно опубликованы мои статьи "Мужество сознания", "Формирование воображения у слепоглухонемых детей", что-то ещё, но данных нет. Правившая книгу "Совместная педагогика" редактор сообщила мне, что подготовила к печати один из моих лагерных дневников (в моей рукописи он называется "Лагерь имени двух Жень", 1998). Обещала сообщить о публикации. Пока глухо. Список подготовленных в этом году рукописей: 1. "Учиться без особых трагедий". - (Статья для газеты "Первое сентября". примерно 8 обычных страниц.) 2. О природосообразном обучении ранооглохших детей. - (В периодическую печать не посылал, хотя можно было бы в "Дефектологию"; отправил в екатеринбургские школы глухих, а так же в саратовскую. 6 страниц через 1 интервал.) 3. Мои любимые катакомбы. - (Небольшая заметка к 80-летию Российской Государственной Библиотеки Слепых; юбилей в октябре; напечатают ли - не знаю. 3 страницы через 1 интервал.) 4. Нечто о смысле и бессмыслице. - (Статья для сборника материалов симпозиума по смыслу жизни. 10 страниц через полтора интервала; на моём принтере полтора интервала примерно соответствуют двум; режим чистой машинописи у меня не работает.) 5. Процесс пошёл. - (Заметка для журнала "Компьютерра без ограничений" о подключении меня к электронной почте и о создании моего личного сайта в интернете; есть подтверждение зам.глав.ред. журнала о получении текста, но больше ничего. По электронной почте отправлял без разбивки на страницы, но примерный объём - две или три.) 6. Чувство истины. - (Главная моя работа в этом году, предназначенная для сборника материалов Ильенковских чтений 2000 года. Составитель сборника Г.В.Лобастов очень доволен, просит ещё статью по проблеме идеального, но о судьбе "Чувства истины" пока ничего не знаю. 22 страницы через 1 интервал.) 7. Анархия общения и человечность. - (Тезисы на конференцию по психологии общения. 4 страницы через 1 интервал. Отвергнуты.) 8. Обесчеловеченность общения. - (Второй вариант тезисов на конференцию по психологии общения; там не принят, но я послал эти тезисы и в Ижевск на научно-практическую конференцию "Конфликт и личность", где обещали опубликовать в материалах. 4 страницы через 1 интервал.) 9. Уединённый труд души. - (Под заголовком "Общение с самим - 6 - o2000.kpa собой" эти тезисы приняты на конференцию по психологии общения; будут так же опубликованы под оригинальным заголовком в материалах ижевской конференции "Конфликт и личность". 4 страницы через 1 интервал.) 10. Смысл жизни, Акме и дидактика. - (Тезисы доклада на симпозиуме по смыслу жизни и Акме. 2 страницы через 1.5 интервала.) 11. Четыре варианта тезисов для пятой европейской конференции слепоглухих, которая состоится в 2001 году. Тезисы очень короткие, примерно по двадцать - двадцать пять строк каждый текст. Их заголовки: "Мой уровень притязаний"; "Слепоглухой принимает решение"; "Я не хотел бы стать отцом больного ребёнка"; "Соблазн самоубийства при слепоглухоте". По сути в Голландию, где будет проходить конференция, отправлена заявка на все четыре темы. Не знаю, включать ли в список публикации в интернете. Во всяком случае, на моём личном сайте www.asuvorov.narod.ru уже размещены книги "Слепоглухой в мире зрячеслышащих", "Достоинство", "Экспериментальная философия", докторская диссертация и много статей. Это ещё далеко не всё, стихи и ряд других материалов я попридержал, надеясь над ними ещё поработать. В июле я отправил по электронной почте в Каменск-Уральский, главному редактору двух интернетных изданий, пропагандирующих творчество инвалидов, Игорю Краснову, свои работы "Чувство истины", "Нечто о смысле и бессмыслице", "Игра в реальности". После моего последнего лагеря мы пока не связывались, насколько ему понравились эти тексты и что он собирается с ними делать, я не в курсе. Вообще интернетные публикации могут со временем приобрести куда большее значение, чем "бумажные" - они в перспективе более массовые. Сейчас работаю над статьёй, заказанной в Екатеринбурге, о профессиональной судьбе в условиях инвалидности, а так же над статьёй и тезисами для ижевской конференции "Социальные инициативы и детское движение". 25 октября 2000