Суворов Александр Васильевич

доктор психологических наук,
действительный член Международной академии информатизации при ООН



Электронная почта:
asuvorov@yandex.ru


Присоединяйтесь к сообществу Александра Суворова в Facebook


Александр Суворов в Живом Журнале

       

Человеческий путь железяки

«...как вы относитесь к киборгизации, то есть к преодолению ограничений своего тела с помощью имплантов? Видите ли в этом морально-нравственную проблему?»

Нет, конечно. Никакой такой проблемы я в этом не вижу. Философски невежественные люди путают личность и тело, создавая «морально-нравственные проблемы» на совершенено пустом месте. На самом деле так, как Вы в своём вопросе пояснили суть киборгизации, речь идёт всего лишь об электронных протезах.

Одна моя знакомая слепая женщина потеряла слух. Ей имплантировали какие-то особые слуховые аппараты, и она нормально слышит, понимает устную речь. Не помню, как называются такие устройства... Что в них плохого? Если бы мне такое имплантировали в подростковом возрасте, я, может быть, сейчас понимал бы устную речь, и это очень облегчило бы мне жизнь.

Профессору, доктору психологичесуких наук, около двадцати лет назад имплантировали первый электрокардиостимулятор. Потом эта операция повторялась. Недавно мы отметили его девяностолетний юбилей. А так могли бы похоронить ещё двадцать лет назад. Принципиально — та же «деревяшка» вместо ампутированной ноги, или зубные протезы вместо «своих» зубов...

Мне ещё в 1970-е годы предлагали что-то имплантировать для восстановления слуха, немного позже — для восстановления зрения. Предлагали не врачи, а невежественные, и тем более не к добру назойливые, «доброхоты». Я послал их подальше. Речь шла в обоих случаях о трепанации черепа, а мне всё же мой интеллект дороже призрачной надежды вернуть зрение и слух. И я, в отличие от тех «доброхотов», прекрасно понимал, что видят не глаза, слышат не уши, а — человек, личность. И реальный «орган чувств», «орган познания» — воссозданная в предметной деятельности личности культура, в том числе воссозданная на уровне интьуиции. Остальное — про «сохранные каналы информации» и т.п., — ыепуха. Чушь. Невежественные домыслы.

Однажды, в 1980-е годы, студенты философского факультета Киевского университета спросили у меня, как учат слепоглухонемых детей абстрактному мышлению. Я передал вопрос Людмиле Филипповне Обуховой, ныне профессору, доктору психологических наук, автору учебника «Детская (возрастная) психология». Её ответ меня потряс, развеселил, запомнился на всю жизнь. — Учить надо мыслить конкретно, а абстрактно — любой дурак умеет без обучения...

Примерно так. Не совсем дословно. За «любого дурака» в ответе, коенчно, я. Но за точность передачи существа ответа — ручаюсьт. Чем конкретное мышление отличается от абстрактного, можно прочитать в книге Э.В.Ильенкова «Об идолах и идеалах», глава «Школа должна учить мыслить». Там практически полностью переведён памфлет Гегеля «Кто мыслит абстрктно?», с остроумнейшими примерами. Ну, а я, чтобы не забираться в совсем уже дремучие философские дебри, приведу только один пример из той главы. Ребёнка спрашивают, показывая игрушечный вагончик: «сколько?» абстрактно мыслящий ребёнок сразу попытается ответить. Конкретно мыслящий ребёнок сначала уточнит: «А чего — сколько?» Вагонов? Один. Колёс? Четыре...

Возвращаясь к нашим баранам: сколько бы железа, пластмассы и прочих материалов ни имплантировали в наш организм, он не станет от этого роботом-компьютером, машиной. Э.В.Ильенков посвятил этой теме ряд работ, в том числе книгу «Об идолах и идеалах» и несколько статей. И цитирует академика Колмогорова, который говорил, что робот, дабы сравняться с человеком, должен воссоздать в своей деятельности человеческую культуру. Чтобы сравняться с Пушкиным, он должен воссоздать всю культуру, которой владел Пушкин. Но тогда это уже не робот, а человек, личность, даже если материалы, из которых сконструировано его «тело», на все сто процентов искусственного, то есть не биологического, происхождения. И этой эелезяке, чтобы сравняться хоть в чём-то с человеком, надо и путь развития, становления пройти человеческий, став, таким образом, личностью, человеком, хоть и с необычным телом.

А уж имплантация отдельных органов — просто один из видов протезирования. Что ж тут безнравственного? Неужели нравственнее обречь на дополнительные мучения и раньше времени похоронить?

А.В.Суворов.
3 ноября 2014.




© А.В.Суворов