- 1 - Суворов. Анкета "Достоинства" Действительный член Международной академии информатизации при ООН, Доктор психологических наук, Профессор Университета Российской академии образования А.В.Суворов Возраст - 46 лет (дата рождения - 3 июня 1953). Образование - Факультет психологии МГУ плюс вся предыдущая и последующая жизнь.  ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ  ГАЗЕТЫ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ "ДОСТОИНСТВО" 1. Какие важнейшие события минувшего века были, по вашему мнению, в мире и в вашей жизни? 1.1. Вопрос не совсем понятный. Во-первых, вообще-то двухтысячный год вроде относится ещё к XX веку, а XXI начнётся только с 1 января 2001 года. Во-вторых, не совсем понятно, о каких важнейших событиях речь: то ли вообще в мире в течение всего XX века, то ли из них только о тех, которые как-то связаны с личной судьбой респондента. При ответе буду исходить из следующей формулировки вопроса: какие важнейшие события мировой истории XX века сыграли наибольшую роль в моей личной судьбе? Во-первых, Великая октябрьская социалистическая катастрофа (1917 год). Моё мировоззрение формировалось под влиянием этого события. Не будь этого события в нашей истории, я не принял бы близко к сердцу идеалы светлого будущего в их марксистском варианте. Людоедскую политику КПСС можно только проклинать. Большевики, как и любая политическая партия, рвались прежде всего к власти, а программами морочили нам голову, как все политики морочат нам голову предвыборными обещаниями, которых выполнять не собираются. Но я благодаря "Туманности Андромеды" И.А.Ефремова - в подростковом возрасте, и философской публицистике Э.В.Ильенкова - в юности, да и на протяжении всей последующей жизни, - принял близко к сердцу идеалы всестороннего и гармоничного развития личности, которым и остался верен всю жизнь. Позже я убедился, что это не чисто "коммунистический", а общечеловеческий идеал, который обосновывает совсем с других, религиозных позиций и такой первоклассный мыслитель, как Даниил Леонидович Андреев с его потрясающей книгой "Роза Мира". Близкие идеи разрабатывались ещё в индуизме и буддизме, а так же в теософии вообще и в "Живой Этике" Рерихов - в частности. Во-вторых, сталинская сплошная коллективизация. Жертвами искусственно вызванного в начале 30-х годов голода стали родители обоих моих родителей, они оба осиротели в раннем детстве, попали в детские дома. Когда поженились, думали, что однофамильцы; но, восстановив родственные связи уже в 60-е годы, выяснили, что доводятся друг другу троюродными братом и сестрой. Возможно, что своей физической слепоглухотой я обязан близкородственному характеру этого брака, так же как этим можно объяснить и болезни младших сестры и брата (они видят и слышат, но у обоих по солидному "букету" болезней). В-третьих, Великая отечественная война. Ей я лично обязан своим каким-то инстинктивным даже антифашизмом, ну и военный и послевоенный голод, перенесённые в эти годы родителями лишения, тоже вряд ли - 2 - Суворов. Анкета "Достоинства" благотворно сказались на здоровье моём личном и младших сестры и брата. В-четвёртых, выход человечества в Космос. Это событие способствовало моему мироощущению в большей степени как Землянина, представителя скорее рода человеческого, чем Русского народа. Хотя моя творческая культура вся - русская, а если мировая, то в переводе на русский язык. В-пятых, крушение Советской власти и официальной марксистской идеологии на рубеже 80-х - 90-х годов. Отрёкшись от коммунизма как разновидности людоедской политики, я остался при своём всегдашнем гуманизме. И без ущерба для сути дела во всех своих старых рукописях, которые издавал в 90-е годы, термин "коммунизм" заменил на термин "гуманизм". В итоге в своих теоретических и психолого-педагогических трудах я смог разрабатывать идеологию движения Детского милосердия, возникшего в 1989 - 1990 годах. Я стал идеологом, научным консультантом и одним из активных участников этого движения в нынешней России. В-шестых, компьютеризация гуманитарного творчества (с конца 80-х годов у нас). Компьютеры с тактильным дисплеем для слепых позволили мне поднять своё литературное творчество на уровень, сопоставимый с уровнем зрячих литераторов. Во всяком случае, я смог редактировать свои тексты и сдавать в печать не черновики, а нечто окончательное, несколько раз проверенное и выправленное. До специального компьютера такой возможности у меня не было. 2. Назовите великих личностей XX века. 2.1. Очевидные российские людоеды - Ленин, Сталин и Ельцин с командами. Но великих людоедов, пожалуй, оставим в покое. Педагоги: Януш Корчак, Антон Семёнович Макаренко, Иван Афанасьевич Соколянский, Александр Иванович Мещеряков, Борис Михайлович Бим-Бад. Мыслители: Лев Семёнович Выготский, Эвальд Васильевич Ильенков, Даниил Леонидович Андреев, Николай Константинович Рерих, Эрих Фромм... (Многоточие означает, что список можно было бы продолжать и продолжать.) Поэты - Марина Ивановна Цветаева и Александр Трифонович Твардовский (самые мне лично близкие, хотя знаю и других)... Фантасты - Иван Антонович Ефремов, Джон Рональд Руэл Толкиен (опять самые близкие, хотя не могу оторваться и от очень многих других)... 3. Что нас ждёт в новом веке? 3.1. Вариантов много. Прежде всего, не стоит питать иллюзий: новый век - не такая уж и веха. Как показывает история минимум последних двух веков, при самом фантастическом техническом прогрессе люди могут меняться не столько к лучшему, сколько к худшему - дичать. И я согласен с Борисом Михайловичем Бим-Бадом, что самые фантастические достижения в технике могут быть перечёркнуты в ближайшие двадцать лет, да так, что мы окажемся опять троглодитами Каменного Века. Подобные идеи высказывал и Рэй Брэдбери. Аргументация Бим-Бада: мы до крайности невежественны, мы не знаем, как эта фантастическая техника устроена, это знает весьма незначительное меньшинство специалистов, и не стань их... Поэтому не прогноз, а глобальная программа действий. Качественная перестройка образования - действительно на всесторонней и гармоничной - 3 - Суворов. Анкета "Достоинства" основе. Движение Детского милосердия - как противовес взрослому людоедству. Прогресс не столько в технике, хотя и он желателен, но с экологическим противовесом, сколько - в человеческих отношениях в сторону глобальной человечности. Лозунг Даниила Андреева и Бориса Бим-Бада: "Мир спасёт только умное воспитание". После экспериментов последних двух веков - больше уповать не на что! А в общефилософском смысле, следовательно, - да здравствует Иммануил Кант и Иоганн Готлиб Фихте! С их "Категорическим императивом" (нравственным, конечно). 29 ноября 1999