- 1 - А.В. Суворов ИЛЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ (Смоленск, 18. 02. 1924 - москва, 21. 03. 1979) - мыслитель: философ, психолог, педа- гог, публицист. С 1928 года жил в москве. В 1941 - окончил Московскую среднюю школу #170. С сентября 1941 - студент Фи- лософского Факультета Института Философии, Литературы и Ис- кусства (ИФЛИ). Там учителем И. становится профессор, заве- дующий кафедрой истории философии, Борис Сергеевич Чернышев, по существу "поставивший" И. "философский голос". В октябре 1941 - эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 И. становится студентом Философского Факультета Московского Государствен- ного Университета (в МГУ влились факультеты ИФЛИ). В июле 1942 вместе с МГУ И. переезжает в Свердловск, где в августе 1942 призывается в армию и направляется в Одесское Артилле- рийское Училище в город Сухой Лог Свердловской области. С ноября 1943 И. на фронте в звании младшего лейтенанта, в должности командира взвода. Воевал в составе 2-го, затем 1-го белорусских фронтов. Закончил войну в Берлине, награж- ден боевыми орденами и медалями. С августа 1945 И. - литсот- рудник артиллерийского отдела газеты "Красная Звезда". С февраля 1946 - снова студент Философского факультета МГУ, который заканчивает в 1950. (Тогда отдельных Психологических факультетов не существовало, а в составе Философского фа- культета МГУ было Психологическое отделение, на котором во второй половине 40-х годов учился и А.И.МЕЩЕРЯКОВ (см), впоследствии один из ближайших друзей и единомышленников И.). После МГУ - аспирантура; под руководством Т.И.Ойзермана И. готовит и в 1953 году защищает кандидатскую диссертацию. С 1953 года до самой смерти И. работает в Секторе Диалекти- ческого Материализма Института Философии Академии Наук СССР. В 1965 году за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает И. премию имени Н.Г.Чернышевс- - 2 - кого. В 1968 году И. защищает докторскую диссертацию. 13 мая 1955 Ученый Совет Факультета Философии МГУ разбирает "персо- нальное дело" И. и В.И.Коровикова; за "Гносеологические те- зисы", в которых авторы обосновывают понимание предмета фи- лософии как науки о мышлении, их обвиняют в "гегельянстве" и лишают права преподавания в МГУ. Декан факультета В.С.Молод- цов на этом заседании воскликнул: "Куда нас тащат Коровиков с Ильенковым?! Они нас тащат в область мышления!" Из пере- полненного студентами зала ему ответили: "Не беспокойтесь! Вас туда не затащишь!" В первой половине 60-х годов И. рабо- тает научным редактором отдела диалектического материализма "Философской Энциклопедии". Протестуя против резкого сокра- щения объемов статей по истории и теории диалектики в пользу увеличения объемов статей по математической логике, И. вы- нужден уйти из редакции. Для научной позиции И. характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, - одна и та же наука, только ее разные уровни. В своих трудах он широко пользуется понятием "теоретическая психология", тем самым точно характеризуя своеобразие собс- твенного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются. В центре внимания И. - проблематика, связанная со всесторонним и гармоничным развитием личности. И. показывает нелепость понимания этой всесторонности и гармоничности как "всезнайс- тва" и "всеумейства". Он выдвигает и разрабатывает концепцию универсальных и специальных способностей личности: вершинное развитие первых как раз и обеспечивает всесторонность и гар- моничность развития, а вторые приноравливаются к тому или иному специальному (прежде всего узкопрофессиональному) слу- чаю. Универсальные способности обеспечивают формирование лю- бых специальных, но никакая, сколь угодно большая сумма спе- циальных способностей универсальности не даст. И. четко вы- деляет и перечисляет универсальные способности, попутно выд- - 3 - вигая концепцию физического и духовного здоровья. Не считая себя компетентным в области первого, он ограничивается конс- татацией факта, что без физического здоровья, без постоянной сознательной заботы о его поддержании, всесторонним и гармо- ничным стать и остаться невозможно. Поэтому способность (умение, культуру) поддержания физического здоровья он вклю- чает в список универсальных способностей личности. Структуру же духовного здоровья И. разрабатывает подробнейшим образом на протяжении всего своего теоретического творчества. К спо- собностям, обеспечивающим духовное здоровье личности, И. от- носит, во-первых, мышление, развитое "потреблением" теорети- ческой (прежде всего философской) культуры человечества до высшего диалектического уровня; во-вторых, воображение, так- же развитое "потреблением" эстетической культуры человечест- ва до высшего интуитивного уровня; в-третьих, нравствен- ность, развитую "потреблением" этической культуры до уровня сознательно реализуемой личностью в собственном образе жизни человечности, до уровня последовательно-гуманистического ми- ровоззрения. (Как именно происходит "потребление" той или иной культуры, И. старается показать, анализируя прежде все- го опыт работы А.И.МЕЩЕРЯКОВА (см) со слепоглухонемыми деть- ми.) Особое внимание И. уделяет самОй категории личности. Опираясь на учение К.Маркса о сущности человека (человечест- ва) как совокупности (И. уточняет перевод - "ансамбля") всех общественных отношений, И. разрабатывает концепцию личности как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, имея в виду, что в отли- чие от индивидуальности зоологической и любого другого "еди- ничного" личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или любой специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным цент- ром, фокусом "ансамбля всех общественных отношений". По И., "человеческая" и значит культурная, включенная в общечелове- ческую культуру, в которой "ансамбль всех общественных отно- - 4 - шений" резюмирован и закреплен. Поэтому И. категорически настаивает на тезисе о "стопроцентной" социальности личнос- ти, о том, что в момент физического рождения появляется еще не человеческая, а лишь зоологическая индивидуальность. Ра- боты И. имеют широчайший выход в психолого-педагогическую практику, неисчерпаемые возможности для нацеливания учеб- но-воспитательного процесса на формирование прежде всего универсальных способностей, в конечном счете способности учиться, овладевать "без особых трагедий" всем, чем понадо- бится или захочется. Среди единомышленников и последователей И. - П.Я.ГАЛЬПЕРИН (см), В.В.ДАВЫДОВ (см), Н.П.ДУБИНИН, В.П.ЗИНЧЕНКО (см), П.Г.КУЗНЕЦОВ, А.Н.ЛЕОНТЬЕВ (см), А.Р.ЛУ- РИЯ (см), А.И.МЕЩЕРЯКОВ (см), Ф.Т.МИХАЙЛОВ (см), Д.Б.ЭЛЬКО- НИН (см) и многие другие. Легко убедиться, что все названные в списке психологи относятся к школе Л.С.ВЫГОТСКОГО (см), к которому И. по всем наиболее принципиальным позициям присое- диняется. !ЧСОЧИНЕНИЯ Э.В.ИЛЬЕНКОВА:!Н 1. Искусство и Коммунистический Идеал. М., "Искусство", 1984. (В конце этой книги - полная прижизненная библиография печатных работ Э.В.Ильенкова.) 2. Философия и Культура. М., Политиздат, 1991. (В серии "Мыслители 20 века.) 3. Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К.Маркса "К критике политической экономии". Авторефе- рат диссертации на соискание ученой степени кандидата фило- софских наук, М.,1953. 4. К вопросу о природе мышления (на материале анализа немецкой классической диалектики). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1968. 5. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса. М., 1960. - 5 - 6. Об идолах и идеалах. М., Политиздат, 1968. 7. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., Политиздат, 1974. Второе, дополненное издание - М., Политиз- дат, 1984. 8. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., Политиздат, 1980.